как подобрать раму
10 июля 2020
Как правильно подобрать раму
Существуют две базовых разновидности оформления:
• Работа (имеется в виду картина, вышивка, фотография, графика и т.д.) + рама;
• Работа + паспарту + рама.
Все остальные варианты, например, двойная-тройная рама, двойное-тройное, глубокое-декорированное паспарту – это лишь производные от главного.
Так же работа оформляется либо под стекло, либо без стекла.
Для начала остановимся на выборе рамы для картины (или любого другого оформляемого объекта). Сама по себе рама (или багет) имеет несколько критериев, составляющих визуальное впечатление:
Цвет. Цветовая составляющая одна из самых важных. Стоит определиться в своем отношении к золоту и серебру, так как рамы для картин в большинстве своем покрыты золочением или серебрением того или иного оттенка – это классика оформления. Оттенки могут быть «холодными» или «теплыми», нужно учитывать это относительно общего теплового оттенка картины. Темный багет лучше высвечивает краски (оттенки, полутона) в картине, но светлый зачастую более гармоничен в сочетании с оттенками картины. В любом случае мы следим за тем, чтобы контрасты в картине сочетались с контрастами в раме, то есть если в картине оттенки мягкие, пастельные, то следует избегать насыщенных оттенков и в раме. В нашей багетной мастерской много оттенков разноцветного багета, который может подчеркнуть деталь произведения искусства и составить грамотный тандем.
Профиль. Профиль назначен выделять те или иные особенности работы. Например, пейзаж, чаще всего, имеет выраженную перспективу, передний и задний план, уход вдаль. Багет для картины такого рода просит так называемого глубокого, «корытного» профиля, чтобы подчеркнуть пространство, глубину работы. Но единого правила оформления не существует – нужно смотреть на конкретную работу, уделяя особое внимание тому, чтобы рама не «зажимала» картину, не лишала ее визуальной перспективы. Зачастую для этого используется паспарту (из дерева, пластика или картона).
Рама для портрета, натюрморта, рама для зеркала должны решать другую задачу – выделение главного объекта (лица или предмета), фон же, задний план – второстепенен. Для этой цели призван багет «обратного» профиля, т.е. багет, самая высокая часть которого находится ближе к изображению, и к периферии рамы сходит к минимуму. Плоский багет чаще используется для плоскостных же изображений – оформление графики, рисунка, гравюры, текстового документа.
Декор. Декор багета подразделяется на лепной (это трехмерный рисунок, рельеф, нанесенный на багетный профиль), и отделочный (декор, создаваемый окончательной отделкой багета – подкраской, тонированием, позолотой, травлением, покрытием лаками и воском, нанесение патины и придание того или иного эффекта).
В производстве деревянного багета (пластиковый делается на автоматизированных линиях) создание декора наиболее трудоемко – часть операций производится вручную, и именно это в наибольшей мере влияет на окончательную стоимость рамы. Причем вычурный, дизайнерский багет может стоить дешевле гораздо более скромного с виду собрата, в производстве которого могут использоваться такие материалы, как натуральное золото и серебро. В общих чертах тут все понятно – классическая живопись требует классического же лепного декора с золочением, а, допустим, зеркало может быть оформлено в самые фантастические рамы, обусловленные общим стилем интерьера. Общий минимализм интерьера может обусловливать небогатую отделку багета, тогда как наличие в помещении лепнины и резной мебели волей-неволей выводит нас к лепному академичному багету (как, впрочем, и к соответствующей окружению живописи).
Пластика. Это очень важный и информативный параметр. Пластикой называют совокупность плавных и резких линий, как в декоре багета, так и в его профиле, игру светотеней и тональных переходов. Пластика как ничто другое влияет на гармонию оформления, на сочетание рамы и картины. Плавные линии в изображении могут резко диссонировать с четкими, рублеными чертами в багете, и наоборот – какую – ни будь абстракцию, исполненную в агрессивных и четких мазках, мы плохо представляем в классической барочной раме. И в первом, и во втором случае мы видим нарушение гармонии, и главное, что коробит наш взгляд – именно нарушение соответствие пластики картины пластике рамы, которой множество оформителей придают так мало значения, выдвигая на первый план цвет и ширину рамы.
Ширина. При выборе багета важно обратить внимание на пропорции: слишком широкий багет для маленькой работы может сместить акцент на саму раму; слишком маленький багет может запросто «потеряться» на большом холсте. Багет должен выделить изображение, создавая ему наилучшие условия для выгодного вида – должен быть соотносим с самим произведением искусства. Если вы хотите увеличить размер готового изделия, можно всегда воспользоваться добавлением паспарту. К тому же, оформление с широким паспарту является интересным и актуальным дизайнерским решением.
Гармония. Это самое главное правило. У багета и картины должны быть взаимосвязывающие особенности: общая или сочетающаяся друг с другом цветовая гамма; стиль картины и багета должен относиться к общему направлению в искусстве и дизайне; должно присутствовать продолжение линий, округлостей от картины к раме.
Однако, использование вышеперечисленных критериев при оформлении той или иной вещи –далеко не догма. Львиную долю успешного оформления составляет Ваш вкус. Рама должна нравиться, картина и рама должны восприниматься исключительно позитивно, как единое целое, без отрыва от именно Вашего понимания красоты.